akazakof (akazakof) wrote,
akazakof
akazakof

Category:

Полигамия

На днях довелось выступить с небольшим докладом по полигамии в различных традициях. По многочисленным поступившим просьбам выкладываю некоторые тезисы.

"One good husband is worth two good wives; for the scarcer things are, the more they are valued"
- Benjamin Franklin -



Полигамия является древнейшей формой семейных отношений и предполагает одновременный брак одного мужчины с несколькими женщинами.

Как показывает история, полигамия считалась достойной уважения практикой повсеместно с древнейших времен. Ветхий завет, Коран, законы Ману безусловно разрешали полигамный брак. Первые христиане, Римская католическая церковь, и некоторые иные европейские христианские общины разрешали по усмотрению прихожан или в определенных ситуациях вступление в полигамный брак.

Тем не менее, сегодня может сложиться впечатление, что полигамия - это что-то чуждое европейскому и в частности русскому менталитету.

Основными аргументами против полигамии являются:

   1. Полигамия нарушает естественное право;
   2. Полигамия является блудом и несовместима с традиционными ценностями (в том числе недопустима для Христиан);

Итак:

   1. Полигамия - естественное явление:

Профессор Бертран Рассел, выступая в Калифорнийском Университете на конференции, посвященной обсуждению семейных прав, сказал:

"Женитьба на одной женщине и проживание только с ней до конца жизни не естественна и нерезонна" Далее, после дискуссии, профессор суммировал свои взгляды следующим образом: "общество должно принять полигамию как необходимый фактор выживания" (Ittilaat, Tehran, No. 3104).

Среди прочих естественных причин, нужно особо упомянуть войну. Война резко уменьшает количество мужчин. Только в ФРГ после окончания 2 мировой войны около 6 миллионов женщин были обречены на одиночество. Часть этих женщин обратилась к правительству с просьбой узаконить полигамию. Женщины утверждали, что разрешения полигамии обеспечит экономическую и социальную защищенность и будет соответствовать требованиям гуманности. Церковь выступила с критикой этого проекта, чем обрекла 6 миллионов женщин на насильственное безбрачие и внебрачные половые связи. Интересно, что, находясь в подобной же ситуации после разрушительной 30-ти летней войны, Папа Римский буллой разрешил полигамию в германских княжествах.

Уже упоминавшийся проф. Бертран Рассел  отметил: "Во всех странах с превалирующим количеством женщин, явной несправедливостью является то, что часть женщин обречена на безбрачие+" (Marriage and Morals, стр. 47).

   2. Полигамия: древнейший традиционный институт:

 Полигамия превалировала среди форм брака в древности и признавалась всеми цивилизациями и религиозными течениями античности, включая Индуизм и Буддизм. Великий царь Дасарата - отец Рамы - имел нескольких жен. Христианские Государи Европы зачастую также состояли в полигамных браках. У короля Англии Генриха VIII (Henry the VIII) было шесть жен. Все (!) величайшие Пророки: Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Саул, Давид, Соломон, Мохаммед имели более одной жены. Практически невозможно отыскать в Ветхом завете персонаж, не состоявший в полигамном браке.

   Полигамия согласно праву древней Индии:

   Приведем выдержки из Законов Ману:

   II - 210. Жены гуру, если они одной с ним варны (savarna), должны быть почитаемы как гуру, но неравной варны (asavarпа) - должны быть почтены вставанием и поклоном.

   VIII - 204. Если, после того как жениху показана одна девушка, ему дана другая, он может жениться на них обеих за одну цену ("ylilka): так сказал Ману*.

   IX - 80. Приверженная к пьянству, ко [всему] дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята другая.

   IX - 81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми - на десятом, если рождает [только] девочек - на одиннадцатом, но если говорит грубо немедленно.

   Эта выдержка со всей очевидностью свидетельствует о том, что полигамия была санкционирована в традиционной Индии. Нужно понимать, что эти нормы распространяются только на жен и естественно никак не ограничивают право Мужчины на наложниц. Ситуация не изменилась и во время колониального господства англичан: "Суды Британской Индии четко придерживаются правила, согласно которому индус имеет абсолютное неограниченное количеством жен право по своей воле вступать в брак без получения согласия жен, какого-либо иного одобрения" (Mayne, On Hindu Law and Usage, p. 113).

    Полигамия согласно Ветхозаветным Пророкам:

   Как мы уже упоминали, практически каждый упоминаемый в Ветхом завете персонаж имел несколько жен, а зачастую еще и наложниц. При этом уже в Пятикнижие гарантированы права жен:

   Стих 10 Главы 21 Исхода:

   "Если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития".

      Полигамия в Исламе

   Коран прямо разрешает полигамный брак, однако ограничивает число жен четырьмя. Исключением в этом отношении являлась семья Пророка Мохаммеда МЕ, который имел большее количество жен. Коран содержит нормы, гарантирующие права женщины в браке, в том числе право на равное отношение по сравнению с другими женами; право на брачный дар (махр); право требовать полного содержания от мужа; право отказаться от работы и сконцентрироваться на ведении домашнего хозяйства; право на обязательную долю при наследовании.

   Одновременно Коран и Сунна запрещают прелюбодеяния и строго карают за внебрачные половые связи. Причем наказанию подвергаются как женщины так и мужчины.

      Полигамия: согласно Христианской традиции

Писание: Часто можно услышать мнение, что полигамия, разрешенная в Ветхом Завете была отменена Христом. Однако, согласно словам самого Иисуса, Новый завет не отменяет Ветхий: "Не думайте, что я пришел нарушить Закон или Пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам, доколе не пройдет небо и земля, ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все" (Матв. 5:17-18). Нигде в Евангелиях вы не найдете запрет полигамии.

Некоторые притчи можно истолковать как подтверждение этого вида брака. Так, в притче о десяти девах Иисус разрешил полигамный брак мужчины с пятью женами (Матв. 25: 1-13): согласно притче жених взял в жены пять дев.

Часто предполагают, что именно Христос указал на моногамию, как на единственную разрешенную форму брака. В опровержение приводят слова Иисуса (Матв. 19: 1-12) ( 3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? 4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? 5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью) ,

Надо заметить, что ответ на вопрос фарисея, Иисус начал с отсылки к Ветхому завету (Матв. 19:4) в части творения Адама и Евы. Надо учитывать, что Ветхий Завет не рассматривает супружескую жизнь Адама и Евы с точки зрения брачных отношений, но концентрируется на сущности Первочеловека и его жены.

Единение Адама и Евы "в одной плоти" вытекает из факта творения Евы из ребра Адама. "И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа" (Быт. 2:23). Поскольку перед Адамом не стояла проблема полигамии - соответствующие части Ветхого Завета не являются формальным регулированием отношений брака в обществе.  Таким образом, то, что двое - одна плоть, во-первых, означает факт возвращение женщины к мужу, из которого "она взята"; во-вторых, указывает на сущностною, метафизическую сторону отношений мужчины и женщины. В-третьих, эти высказывания Христа относятся к разводу, а не к вступлению в брак, соответственно акцент делается на принципиальном запрете развода, как противоречащего Воле Господа. В-четвертых, из сказанного не вытекает, что мужчина не может быть "одна плоть" со своей первой, второй и N-ной женой.

Предание: Интересно, что Блаженный Августин прямо допускал полигамию. Он весьма толерантно отнесся к двоеженству Филиппа Великодушного (Филипп Гессенский). "По естественному праву природы, сущность любящая должна быть единственной; но сущности любимые находятся под властью первой не только одна под одной, но, если природа или общество допускают, даже и несколько под одной, не теряя при этом красоты".

Полигамия, по Бл. Августину, не противоречит природе брака, поскольку "по сущности вещей" отношения внутри брака субординированы. Приведенный фрагмент не единственный, подтверждающий позицию Бл. Августина. Обратимся к его комментарию многоженства Иакова:

   "Иакова, сына Исаака обвиняют в тяжком грехе, поскольку у него было четыре жены. Но для таких обвинений нет основания, поскольку многоженство в то время было обычаем. Основанием греха являются нарушения естества (грехи против природы), нарушения обычаев и нарушения законов. Что преступил Иаков обретя четверых жен?...Единственная причина, по которой многоженство считается греховным состоит в том, что обычай и право запрещает его" (цит. по A Selected Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, ed. by Phillip Schaff, Vol. III, стр. 289)

Право: Император Валентиниан I, своим Эдиктом разрешил полигамию во всех землях Римской Империи; эдикт не был воспринят Церковью как что-то экстраординарное. Более того, все следующие за Валентинианом императоры имели по несколько жен. Правом на полигамию пользовались и рядовые жители Империи. Даже клирики часто имели жен. Эдикт действовал до 13 века (правление Юстиниана). Таким образом, полигамный брак был разрешен в Христианских странах на протяжении большей части истории Христианства. При этом, вплоть до 16 века полигамия оставалась весьма распространенной в Европе.

 В 1531 Анабаптисты провозгласили, что истинный христианин должен иметь несколько жен. Ряд германских княжеств еще в 16 веке признавали право мужчины взять вторую и даже третью жену без необходимости развода с первой. Посему не может раб иметь несколько хозяев, но по той же причине несколько рабов могут иметь одного хозяина. Так и мы читали, что не может жена служить двум или более живущим мужам; но мы читали что несколько жен служили одному мужу, когда социальная организация народа это позволяет и необходимости времени в этом убеждают. Поскольку несколько жен могут возыметь от одного мужа, но одна жена не может возыметь от нескольких мужей (такова сущность вещей): так и много душ подвластны одному Богу" (цит. по A Selected Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, ed. by Phillip Schaff, Vol. III, стр. 407-408.).

Современность: Очевидно, что вопросы церковного брака являются прерогативой церквей. Поскольку полигамия не является нарушением естественного порядка вещей, то церкви вправе либо запрещать, либо разрешать такую форму брака. Позиция Католической церкви, а также православных церквей по данному вопросу известна.

Сложнее дела обстоят у реформатов, которые больше внимания уделяют собственно Писанию, и допускают индивидуальное толкование оного. Поэтому христианские священники из реформатов  сегодня согласны с законностью полигамии и даже практикуют такой брак: вот что пишет один из американских пасторов (найдено мной в сети):

From: ApostleJamesI@aol.com
Date: Thu, 7 Jun 2001 22:07:57 EDT
Subject: Your statement on Polygamy
To: truthspeaks@answering-christianity.com

"I am a born-again Christian and a pastor who not only supports the Biblical teaching of polygamy but I also practice it. I have two wives and seven children so far...".

Links:
http://www.polygamy.com/ - для начала
http://www.christianpolygamy.com/ - наверное основной сайт по теме полигамии в христианстве
http://www.blainerobison.com/concerns/polygamy.htm - очень подробный разбор полигамии с христианской точки зрения
http://www.polygamy-church.org/links.htm - страница с прочими ссылками






Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments